Твой ребенок идет в первый класс? Значит тогда ты, должно быть, наслышана о звере под названием «адаптация к школе». Вокруг этого явления столько мифов, что пора приступить к их детальному разбору.
В чем заключается процесс адаптации? Это привыкание к новой деятельности, построение новых отношений со сверстниками и педагогами, а также освоение новых правил поведения.
Как видишь, ключевое слово в этом определении – «новое». Первоклассник должен практически с нуля освоить огромный объем знаний, умений и навыков. И речь идет не о чтении и письме, а о том, как себя вести и чувствовать теперь, когда один этап жизни подошел к концу, а впереди – неизвестность.
Во внутренней жизни вчерашнего дошкольника происходят огромные перемены: ребенок впервые получает настоящий статус, и окружающие его взрослые начинают предъявлять к нему особые требования. Как справиться с новой ролью, новым самоощущением – вот основное содержание кризиса, в который «входит» вчерашний дошколенок 1-го сентября.
Миф №1. Ребенок запросто адаптируется к школе, если ходил на подготовительные занятия
Подготовка к школе играет свою роль, но ее значение вовсе не так велико, как кажется. Максимально полезный вклад в самочувствие первоклассника подготовка вносит, если:
а) она проходила в здании школы
б) занятия вела будущая учительница
в) группа в полном составе переходит в 1-й класс, и ребенок с первого дня окружен знакомыми лицами.
При таком сочетании процесс адаптации ребенка к школе действительно может протекать немного легче и быстрее. Если же малыш просто выучил буквы и цифры на курсах при развивающем центре, пользы от этого будет не так много.
Миф №2. Если адаптация прошла хорошо, ребенок будет хорошо учиться (до 11 класса, и еще на пару лет вуза заряда хватит)
Связь между адаптацией к школе и успеваемостью скорее циклическая, чем причинно-следственная. При успешно протекающем привыкании к новым условиям ребенку будет проще реализовать свой ученический потенциал. А если малыш неплохо успевает на уроках, ему легче адаптироваться к учебному процессу. В этих сложных взаимосвязях задача родителя – минимизировать стрессы вне школы, расшатывающие нервную систему первоклассника.
Миф №3. Если отдать ребенка в школу позже (например, ближе к 8-ми годам), адаптация будет протекать легче
Готовность к школе – это не только знания, но и определенный уровень зрелости. До 7 лет ребенок занимается преимущественно игрой, а к 7 годам у него формируется потребность в приобретении знаний. У одних детей она «готова» к 6 годам, у других – только к 8-ми годам.
Важно понять, что созревание протекает в своем индивидуальном темпе и не может быть ускорено. Естественно, что ребенок, психологически еще не готовый перейти от игры к учебной деятельности будет адаптироваться к школе значительно тяжелее, чем ребенок, с готовностью принявший роль ученика.
Миф №4. Адаптация к школе зависит от первой учительницы
Этот миф имеет свои основания: принимающий и поддерживающий педагог действительно помогает школьнику справиться с некоторыми трудностями. Но если ребенок сам по себе склонен к тревогам, если он мнительный, возбудимый, неусидчивый – учитель не сможет полноценно «включиться», ведь в классе еще 25 детей и нужно успевать следить за всеми. В этом случае необходимо медикаментозное сопровождение процесса адаптации под наблюдением врача-невролога.
Миф №5. Все успокаивающие средства вызывают заторможенность
В течение острого периода (первые три месяца) в качестве поддержки нервной системы школьника назначаются легкие успокоительные – такие, как Тенотен Детский – специальный препарат, позволяющий нормализовать эмоциональный фон и настроение ребенка, улучшая концентрацию внимания и усидчивость. В отличие от большинства успокаивающих средств, Тенотен детский не вызывает заторможенности и сонливости, а это важно для ученика. У Тенотена детского широкий спектр действия – он помогает бороться как с выраженной тревожностью, так и с симптомами гиперактивности (повышенная отвлекаемость, неусидчивость). А благодаря своему стресспротекторному действию, Тенотен подходит для облегчения адаптации к школе.
То, что происходит в школе, мало регулируется со стороны родителя. Но с помощью поддержки, одобрения и любви можно создать дома среду, компенсирующую трудности школьной жизни. И ваш ребенок будет учиться с радостью!