В целях гадания по сновидениям прибегали к «волшебному» зеркалу. Сосредоточив длительное время собственный взор на какой-либо точке зеркала, гадающая женщина вроде бы гипнотизировала сама себя, впадала в состояние сна, при котором ей грезился в зеркале предмет ее желания, к примеру обручальное кольцо. Если женщина добьется воплощения этого желания, то вспомнит примету: «Видеть кольцо — к браку».
В рассказе «Зеркало» А. П. Чехов обрисовал это гадание: «Предновогодний вечер. Иелли, юная и хорошенькая дочь помещика-генерала, денек и ночь мечтающая о замужестве, посиживает у себя в комнате и утомленными, полузакрытыми очами глядит в зеркало. Она бледна, напряжена, недвижна, как зеркало… Смотря на неподвижные глаза и рот Нелли, тяжело осознать, дремлет ли она либо бодрствует, но, все же, она лицезреет. Поначалу лицезреет она только ухмылку и мягкое полное красоты выражение чьих-то глаз, позже же на колеблющемся сероватом фоне равномерно проясняются контуры головы, лицо, брови, борода. Это он, суженый, предмет длительных желаний и надежд… „Я, кажется, заснула…» — задумывается она, просто вздыхая».
Многие приметы появились под воздействием веры в то, что у человека есть душа. Люди задумывались, что лицезреют в зеркале собственного двойника — душу, а потому очень опасались разбить зеркало, чтоб не умер тот, чье изображение в нем было. Это также пережиток старой магии подобия, когда охотник, к примеру, веровал, что если он пронзит копьем набросок зверька, то уничтожит его и на охоте.
Когда-то зеркало числилось изобретением беса, ловившего с его помощью души людей. В притчах зеркало тускнеет, когда герою угрожает неудача. Если кто-нибудь умирал, все зеркала в доме завешивали либо поворачивали к стенке. Люди считали, что нельзя в это время глядеть в зеркало, узреешь погибель, которая захватит с собой человека, взглянувшего на нее.
Люд не веровал в колдовские характеристики зеркала, с лукавством гласил: «Кривая морда зеркала не любит», «У зеркала повадка неумна — не прикрасит ни царя, ни попка».