В 1822 году А. С. Пушкин писал в «Исторических заметках»: «…зря почитают российских суеверными. Может быть нигде более, как меж нашим обычным народом, не слышно насмешек насчет всего церковного». Это в особенности видно в отношении российских фермеров к церковному календарю с его обилием святых.
М. Горьковатый называл такое отношение проявлением «доверчивого мужицкого материализма». Крестьянин игнорировал смысл церковных праздничков и содержание житий святых, переделывал «святцы» применительно к своему труду и быту. Он веровал, чт.о «святой Выручил скот пас, господь бог за плугом прогуливается, пресвятая дева хлеб косит». Святой равноапостольный римский правитель Константин стал «огуречником», а «раннехристианская страдалица» Анилина (26 июня) «Акулиной — задери хвосты» (в это время скотину кусали оводы, и она бегала по полю, задравши хвост). Другая страдалица Мавра (16 мая) перевоплотился в «Мавру-молочницу», «Мавру-рассадницу», «Мавру — зеленоватые щи», потому что к ее деньку поспевает юная зелень. Марию Пустынницу называли «Марией — пустые щи», так как ко деньку ее поминовения (14 апреля) у фермеров кончался припас капусты. Были святые и с такими прозвищами, как «Дарья — грязные пролубницы» (с повышением солнечного тепла на’ прорубях рек и прудов делалось грязно), «Дарья — обгадь прорубь», «Авдотья — эамочи подол» (1-ые оттепели), «Федора — замочи хвосты» (грязь), «Параскева-грязниха (из-за грязищи, бывшей в конце октября).
Святые Флор и Лавр были превращены в покровителей лошадок и запивох. Об этих святых, как будто спасавших гуляк от запоя, гласили: «Флор не туда забрел, а Лавер прогуливается меж двор», другими словами сами святые бродят пьяным-пьяны. 2 октября женихи поручали святому Трофиму помогать им выбирать для себя девиц по сердечку («Трофимовы вечерки»)- 7 декабря, в Катеринин денек, мужчины молились Екатерине, чтоб она уберегла их «от злой жепы». 8 ноября Параскева-льняница должна была хлопотать о тех, кто еще не имел женихов: «Матушка Параскева, пошли мне жениха поскорее». 14 ноября, «на кузьминки», святой Кузьма устраивал смотрины новеет. 28 ноября «приезжал Гурьян на пегой кобыле заступаться за жен, терпящих обиды от ожесточенных мужей».
В старину время не считали по числам, потому что календарей в нашем смысле до распространения книгопечатания не было. Заместо этого ориентировались по денькам памяти святых. Фермеры гласили: «Сколько дней в году, столько святых в раю». В «Ревизоре» Добчинский вспоминает, что Хлестаков «приехал на Василия-огиптянина».