Православные верили, что весну опекают различные святые: «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья лето кончает» и т. д. 11 сентября Иван постный «сряжал осень», «Иван постный пришел, лето красноватое увел», 30 марта «Алексей зиму-зимскую на нет сводит», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей — покинь сани, снаряжай тележку». 14 марта «Авдотья-весновка весну снаряжает». «С Евдокии-плющихи 1-ые оттепели». Погода как будто находится в зависимости от святых ветреников Федула, Лукьяна и других. 18 апреля: «Пришел Федул — теплый ветер подул», 14 марта: «Вот. те на, приехала Евдоха-свистунья» (прохладный ветер).
В календарных приметах о погоде нередко использовались созвучия имен святых: «Василий Парийский землю парит», «Федор студит землю студит», «На Оссию колесо прощается с осью» и т. д.
Вера в то, что погода в денек того либо другого святого раз в год повторяется и находится в зависимости от него, ни на чем же не базирована. К примеру, сложились приметы: «Святой Селиверст гонит вьюгу за 70 верст», «Со Спаса преображения погода преображается», хотя нередко 15 января не бывает никаких вьюг, а с 19 августа не меняется погода.
Приметы о морозе приурочены к денькам, когда поминали святых: «Трещит Варюха [святая Варвара] — сберегай нос да ухо» (17 декабря), «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара, заварварят и морозцы». В конце января гласили: «Это не чудо, что Афанасий-ломонос морозил нос, а ты подожди тимофеевских морозов» (4 февраля). 23 февраля произносили: «До Прохора старуха охала: „Ох студено!» Пришел Прохор да Влас: „Никак скоро весна у нас». Но не всегда эти приметы были достоверны. К примеру, примета «Афанасий-ломонос — сберегай нос» обещает сильный мороз, но 31 января в одной области мороз, а в другой его нет.