Календарные приметы

Втечение тысячелетий люди верили, что погода зависит от Бога. Поэтому многие народы обозначали одним словом понятия «бог» и «погода». По-мансийски слово «торум» - «хозяин неба» - означает также и слово «погода».

Втечение 1000-летий люди верили, что погода находится в зависимости от Бога. Потому многие народы обозначали одним словом понятия «бог» и «погода». По-мансийски слово «торум» — «владелец неба» — значит также и слово «погода».

 

В Восточной Европе славяне верили, что Морозно — кузнец с длинноватой седоватый бородой, живет в ледяной избушке, сковывает воду, бегает по полям и приносит трескучие морозы. В старину намедни рождества Мороз приглашали в гости: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть, Мороз, Мороз, не лупи наш овес!» Согласно поверьям, непогодицу насылают черти. Они преобразуются в вихри, срывающие крыши.

Вихри числились «чертовыми сватами»: «Вихрь столбом— черт с колдуньей венчается», «В середину вихря ножик бросишь, кровь пойдет — черта изранишь». В 1931 году французский ученый Жозеф Ранк увидел, что температура и давление в центре вихря еще ниже, чем на периферии. В этом причина возникновения «дьявольской крови» на ножиках и кинжалах: железное лезвие охлаж¬дается, а когда вихрь исчезает и температура становится обычной, оно запотевает. Потому тусклая капля на клинке кинжала числилась «кровью черта».

В особенности стращали человека сумрачные тучи, пламенные молнии, раскаты грома. Древнейшие славяне почитали властителя грома и молнии Перуна. В Белоруссии, когда молния ударяла в дерево, гласили: «Пярун стукнул». На Руси с принятием христианства Перуна вытеснил Илья-пророк. Он как будто разъезжал по небу в огнен¬ной колеснице, а из-под копыт его жеребцов вылетали молнии.

Празднички и поверья, связанные с Перуном, были отнесены к Илье-пророку. Окончание лета отмечали 2 августа как Ильин денек: «Илья лето кончает — жито зажинает, хлебом наделяет», «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «Илья-пророк лето уволок». Сначала августа число гроз обычно возрастает, потому в Ильин денек ждали грозы: «Придет Илья — принесет Дождика». «Ильинским дождиком» мылись, полагая, что он защищает от нечистой силы. В сей день как будто Илья-пророк мочится в воду и оттого она становится холоднее: «С Ильина денька ночь длинна и вода холодна», «До Ильина денька мужчина купается, а с Ильина денька с рекой прощается». В Ильин денек воспрещалось косить и убирать сено из-за опаски, что ослушников уничтожит гром либо сено сожжет молния. Набожные люди постились в Ильинскую неделю, чтоб умилостивить пророка, защитить от его молний посевы.

В Новгороде были церкви Ильи влажного и Ильи сухого. Во время засухи крестный ход с молитвами о дождике устраивался около первой церкви, а от разрушительного ливня молились во 2-ой. Когда молитвы не помогали, люд гласил: «Дождик глух, господь ему произнес; «Иди туда, где тебя ожидают», а он не пошел, где ожидают, а пошел, где жнут; ему отдали приказ: «Иди туда, где тебя требуют», а он пошел, где сено косят». Были и такие кре-стьяне, которые понимали: «Молился, молился, а дождик не полился», «Не молись Илье-пророку — не будет проку».

Оцените статью
Добавить комментарий