Закончи грызть воротник. Люди уже глядят. Хочешь, чтоб над тобой все смеялись либо специально делаешь, чтоб меня позлить?» в который раз отчитывает мать пятилетнего Славу. «Не желаю, мотает головой тот, и не специально, я вообщем его не трогаю, он сам как — то мне в рот попадает». Маму ответ раздражает еще более, но… отпрыск прав. Все вправду происходит кроме его воли. Это и есть главное отличие навязчивости от нехороший привычки. Если ребенок не убирает свои игрушки либо, напротив, любит, чтоб все всегда было сложено по ящикам, это привычка (когда человек в состоянии сделать по другому, но предпочитает конкретно так). А если грызет ногти, наматывает волосы, поскрипывает либо стучит зубами, колупает кожу на руках либо ногах, закусывает губу (при этом делает все это неоднократно!) это навязчивость. Он правильно относится к замечаниям и даже сам осознает, что так делать не надо, но все равно делает и не держит под контролем тот момент, когда начинает.
Назойливые деяния могут быть очень многообразны. Пятилетняя Елена не могла удержаться, если лицезрела рядом какое — то растение: непременно возьмет листочек, положит в кармашек и там, не вынимая руки, разорвет его на маленькие — маленькие части. Запреты, убеждения в том, что растения нужно обожать и сберегать, не действовали. Тогда бабушка решила поменять стратегию и, лицезрев в очередной раз маленькие зеленоватые останки, с страхом воскрикнула: «Ты что — сорвала этот цветок?! Но он же ядовитый, и сейчас ты можешь захворать! Многие растения небезопасны для здоровья!». Способ подействовал — Елена ужаснулась и даже зарыдала. Цветочки она рвать закончила, зато начала колупаться в носу. Особенный случай навязчивостей — нервные тики. Они бывают моторные — связанные с непроизвольным сокращением мускул лица, конечностей (моргание, подергивание щеки, вздрагивание, пожимание плечами) и певческие (покашливание, сопение, шмыгание). Тики фактически исчезают, если ребенок занят какой — то увлекательной, увлекающей его деятельностью, и возобновляются, когда ребенку становится скучновато либо в момент противных переживаний. Этим тики отличаются от конвульсивных сокращений мускул при неврологических заболеваниях.
С чего все началось?
Обычно предки не могут ответить на этот вопрос. Никаких приметных стрессов. Были семейные препядствия — так уже целый год прошел. Да и действия давнешние и как бы благополучно пережитые могут стать предпосылкой навязчивостей. У малышей нередко нет способности отреагировать на стресс, взрослые склонны мыслить: «Небольшой еще, ничего не соображает…»
И не особо хлопочут о том, чтоб вернуть душевное спокойствие. «У нас был очень тяжкий развод. Ему предшествовали измены, ссоры, уход из дома и даже рукоприкладство. И мы решили: пусть дочь поживет у у бабушки, пока мы разберемся. Она уехала на полгода. С того времени у меня чувство, что у нее в горле что — то застряло, она нередко издает таковой звук, будто бы давится. Обследование показало, что все в порядке, но эти звуки длятся».
Детки очень чувствительны к чувствам взрослых и к тому, что происходит в семье. Даже если предки не ссорятся вообщем («Заснут, тогда побеседуем»), детки все равно ощущают, что что — то не так. Тревога малеханького малыша в данном случае ни с чем же не сравнима. Для него мир рушится, когда он чувствует нехорошие конфигурации. Естественно, если в это время взять его на руки, приголубить, побеседовать и уверить, что все будет отлично, то стресс пережить будет не так трудно. Но ведь конкретно в это время взрослым бывает совершенно не до деток. Тогда и у малыша могут показаться тики, как подсознательное желание направить на себя внимание и потребность высказаться. Они могут благополучно пройти, как обстановка нормализуется, но могут остаться и на много лет. «Запустить» навязчивости могут не только лишь действия в семье. Очень строгая воспитательница в детском саду, долгая болезнь, травма, ситуации, вызвавшие ужас на улице, во время огромных скоплений людей на веселительных мероприятиях. «В детстве я застрял в лифте. Помню, жутко ужаснулся — тем паче что мать не разрешала одному входить в лифт. Какое — то время стоял оцепенев, позже стал давить на все кнопки, позже — прыгать. В этот самый момент лифт поехал. И еще длительное время, если что — то у меня вызывало ужас и в сложных ситуациях, я тихонько подпрыгивал либо вставал на цыпочки, даже в школе. Я осознавал, что это тупость, но не мог отвыкнуть. Пока не прыгну — не успокоюсь». Такие навязчивости — в виде ритуалов — обычно появляются позднее, приблизительно с 6 лет. От тиков они отличаются большей «сознательностью», обоснованием. Да и те и другие имеют одну причину — внутреннюю тревогу, напряжение.
Дополнительные препядствия
Обычно, назойливыми действиями неувязка не ограничивается. Предки замечают и другие ненужные проявления. К примеру, препядствия со сном. Ребенок длительно не может заснуть, пробуждается посреди ночи, может встать очень рано, а позже весь денек ощущает себя вялым. А с ним и вся семья — ведь сон малыша становится всеобщей неувязкой. Другая неувязка малышей с навязчивостями — изменчивое настроение. Капризы без повода, раздражительность, плаксивость у таких деток бывают очень нередко и тоже обращают на себя родительское внимание и преподавателей. Не считая того, ужасы и вообщем пугливость. Ребенок очень насторожен по отношению к миру вообщем, вроде бы ожидает отвратительного, у него нет присущей детям беспечности. Снаружи детки с навязчивостями могут смотреться полностью бодрствующими, но они склонны к головокружениям, плохо переносят транспорт, духоту, утомляются и от одинаковых занятий, и от ярчайших зрелищ. Нередко они впечатлительны и имеют живое воображение.