Приметы и суеверия о цифре 13

Многие народы считают тринадцать колдовским чис-лом. Древние жители Центральной и Южной Америки верили, что это число приносит счастье. В индейских ка-лендарных исчислениях и легендах числу 13 приписывалось магическое значение.

Многие народы считают тринадцать волшебным чис­лом. Античные обитатели Центральной и Южной Америки верили, что это число приносит счастье. В индейских ка­лендарных исчислениях и легендах числу 13 приписывалось волшебное значение. В Старом Риме оно также числилось счастливым. На него падали в неких меся­цах «иды» — денек середины месяца, который как будто сулил счастье. Потому у итальянцев число 13 — счаст­ливое. У многих европейских народов, напротив, распро­странена вера в то, что это число—«чертова дюжина» и приносит несчастье.

 

В США распространение суеверий приняло такие раз­меры, что вольнодумцы организовали клубы бойцов про­тив «трискайдекафобии» (боязни 13-ти). Собрания клубов, состоящих из 13 человек, происходят 13 декабря в комнате 13 на 13-м этаже небоскреба под номером 13. Вольнодумцы разбивают зеркала, рассыпают соль, при­куривают по трое от одной спички. Хозяйка клуба, окру­женная 13 темными кошками, угощает всех гостей. Че­рез месяц после собрания участники обычно докладывают, что они все здоровы, ни с кем не вышло никаких несчастий. В Греции в Афинах такие клубы устраивают демонстрации, во главе которых идут 13 женщин с чер­ными котами в руках.

 

Откуда пошла вера в «чертову дюжину»? У вавило­нян, римлян, китайцев была двенадцатиричная система исчисления. Обитатели Вавилона делили год на 12 месяцев, а день на 12 часов, из которых каждый приравнивался двум нашим часам и делился на 60 минут. В Западной Европе тоже длительное время была 12-ти­ричная система счета. Во Франции десятиричная систе­ма стала применяться только с 1793 года, а в Германии — еще позже. Во время появления двенадцатиричной системы исчисления число 12 стало почитаться «счаст­ливым», потому что оно замыкало счет, люди еще не зпали, какое число будет после 12. Обитатели Ирана нередко гово­рят по привычке заместо «тринадцать» — «много». Неведо­мое число казалось ужасным, потому тринадцать 100­ли считать несчастным числом.

 

Под воздействием суеверий считали — если 13 человек соберутся совместно, то одному из их угрожает погибель. Это поверие легло в базу мифа о так именуемой «евангельской трапезе». Тринадцатый сотрапезник — Иуда — оказался предателем, принесшим погибель главнейшему участнику трапезы. Средневековые варианты сюжета о тринадцатом сотрапезнике («Амфортас и 12 рыцарей круглого стола», «святой Франциск и его 12 учеников») также связываются с предательством 1-го из участни­ков, сопровождаемым если не гибелью какого-либо из их, то смертью самого дела.  Эти сказания укрепили предрассудок о том, что самый акт объединения за 100­лом 13 человек вызывает погибель: «Тринадцатый за стол не садится». Когда-то для тринадцатого накрывали от­дельный небольшой столик. Если же за столом оказыва­лась «чертова дюжина», то после трапезы все вставали сразу, тогда и сбитая с толку погибель как будто не могла избрать жертву.

 

Оцените статью
Добавить комментарий