Многие народы считают тринадцать волшебным числом. Античные обитатели Центральной и Южной Америки верили, что это число приносит счастье. В индейских календарных исчислениях и легендах числу 13 приписывалось волшебное значение. В Старом Риме оно также числилось счастливым. На него падали в неких месяцах «иды» — денек середины месяца, который как будто сулил счастье. Потому у итальянцев число 13 — счастливое. У многих европейских народов, напротив, распространена вера в то, что это число—«чертова дюжина» и приносит несчастье.
В США распространение суеверий приняло такие размеры, что вольнодумцы организовали клубы бойцов против «трискайдекафобии» (боязни 13-ти). Собрания клубов, состоящих из 13 человек, происходят 13 декабря в комнате 13 на 13-м этаже небоскреба под номером 13. Вольнодумцы разбивают зеркала, рассыпают соль, прикуривают по трое от одной спички. Хозяйка клуба, окруженная 13 темными кошками, угощает всех гостей. Через месяц после собрания участники обычно докладывают, что они все здоровы, ни с кем не вышло никаких несчастий. В Греции в Афинах такие клубы устраивают демонстрации, во главе которых идут 13 женщин с черными котами в руках.
Откуда пошла вера в «чертову дюжину»? У вавилонян, римлян, китайцев была двенадцатиричная система исчисления. Обитатели Вавилона делили год на 12 месяцев, а день на 12 часов, из которых каждый приравнивался двум нашим часам и делился на 60 минут. В Западной Европе тоже длительное время была 12-тиричная система счета. Во Франции десятиричная система стала применяться только с 1793 года, а в Германии — еще позже. Во время появления двенадцатиричной системы исчисления число 12 стало почитаться «счастливым», потому что оно замыкало счет, люди еще не зпали, какое число будет после 12. Обитатели Ирана нередко говорят по привычке заместо «тринадцать» — «много». Неведомое число казалось ужасным, потому тринадцать 100ли считать несчастным числом.
Под воздействием суеверий считали — если 13 человек соберутся совместно, то одному из их угрожает погибель. Это поверие легло в базу мифа о так именуемой «евангельской трапезе». Тринадцатый сотрапезник — Иуда — оказался предателем, принесшим погибель главнейшему участнику трапезы. Средневековые варианты сюжета о тринадцатом сотрапезнике («Амфортас и 12 рыцарей круглого стола», «святой Франциск и его 12 учеников») также связываются с предательством 1-го из участников, сопровождаемым если не гибелью какого-либо из их, то смертью самого дела. Эти сказания укрепили предрассудок о том, что самый акт объединения за 100лом 13 человек вызывает погибель: «Тринадцатый за стол не садится». Когда-то для тринадцатого накрывали отдельный небольшой столик. Если же за столом оказывалась «чертова дюжина», то после трапезы все вставали сразу, тогда и сбитая с толку погибель как будто не могла избрать жертву.