Православные люди верили: «Каково благовещение, таково и светлое воскресенье», другими словами пасха. Но погода в сей день может быть совсем другой, чем на благовещение (7 апреля). К тому же начало пасхи, как и ряда других религиозных праздничков (к примеру, троицы, духова денька), является «скользящим» — пасха наступала даже за некоторое количество дней до благовещения, которое отмечается всегда в одно и то же время. В 1912 году Ф. Ф. Потехин опубликовал в Петербурге брошюру «Об ожидаемом светопреставлении 25 марта и о предвестиях скорого конца», обличая суеверных людей, ожидавших светопреставления 25 марта 1912 года, потому что сей день пасха совпала с благовещением.
У христиан есть и такая примета, что в «светлое воскресенье солнышко играет», но это бывает не только лишь на иеху, да и в разные деньки весны и начала лета. Если течение нескольких дней понаблюдать за солнцем при восходе и заходе, то выяснится, что оно периодически испускает ярко-зеленые, а время от времени и голубые лучи, вроде бы мигает и прыгает у горизонта, принимая форму яичка. Происходит это поэтому, что воздух различной плотности и влажности по-разному пропускает солнечные лучи, которые, проходя через слои атмосферы, меняют свое направление. Отклонение в особенности приметно, когда солнце находится у самого горизонта. Тогда его диск, колеблясь, вроде бы сплющивается — выходит него вроде «пляски».
Еще в старину многие понимали, что
В 1905 году в Олонецкой губернии была записана легенда «Трибунал святых», высмеивавшая веру в то, что теплая погода устанавливается в денек Николы весеннего, а «вода будет капать с крыш в денек Василия-капельника? «С нетерпением ожидали фермеры вешнего Николу. Припасы кормов кончились. Скот голодовал. Ждали, по примеру прежних лет, изгнать скот на подножный корм денек вешнего Николы. Но обманулись: травки не вышло. Думали-подумали мужички и решили, что повинет во всем Никола и что следует на него подать прошение богу. Подали. Получил это прошение бог, позвал для разъяснения Николу.