Появление колдовских воспримет относится к временам, когда первобытные люди вели томную борьбу с грозной природой. Большая часть их гибло очень молодыми. Посреди неандертальцев, живших около 100 тыщ годов назад, 55 процентов погибали до 20 лет и только 1 процент доживал до сорока лет. В конце новокаменного века процент людей, доживших до сорока лет, достигал 30.
Первобытный человек, подавленный суровыми силами природы, наделял ее сверхъестественными свойствами.
Суеверная примета — дитя ужаса. Люди, повсевременно чувствуя себя под опасностью угрозы, источника которой не знали, тревожно находили хотя бы мельчайшего знака, позволявшего им предугадать и, может быть, предупредить дурное воздействие. Все, что завлекало внимание и настораживало, приобретало вещий смысл, казалось знамением.
Жизнь и труд охотников либо рыболовов нередко зависели не от их умения, а от фортуны, от того, много ли водится животных в лесу либо рыбы в реке. Потому и возникали приметы, сулящие счастье либо несчастье. У некоторых племен слово «счастье» вышло от слов «успешная охота». У эскимосов «счастливый» значит «везучий в охоте на зверька».
На Таймырском полуострове нашей страны живут долгане. Они убеждены, что «джол» (счастье, фортуна), «буртак» (несчастье, беда) — это невидимые существа, действующие на финал промыслов, па размножение оленей и т. д. Долгане молвят о лузерах: «Джол от него ушел».