Большая часть вымыслов о нечистой силе появилось потому, что людям были неопознаны предпосылки самых простых явлений. Некие печники, не получившие от владельцев заработанных средств, сажали им в печки «кикимору». Печники знали метод, при помощи которого можно вынудить печную трубу вопить, когда дует ветер, — вставляли в нее горлышко от бутылки. Суеверный владелец принимал этот вой за клики кикиморы, но стоило владельцу расплатиться с мастером, как вой прекращался.
Притча стремилась высвободить людей от боязни чертей, полевика, овинника, водяного, русалок, которую внушали наизловещие приметы. В притчах черт — жалкое и глуповатое существо. Его изображают обычно в смешном виде. Он часто так напивается водкой, что не может даже шевельнуть хвостом. В прозаических, делах черт — совершеннейший невежда, ну и одурачить его несложно. На какие только штуки его не ловит хитрецкий мужчина: даст черту камень заместо сыра, тот и грызет — только удивляется, что, дескать, люди в нем находят неплохого. Боец и батрак всегда одолевают черта, разоблачают жульничество чернокнижников. В притчах о победе над нечистой силой отражается неверие народа в ее всемогущество, освобождение людей от суеверных страхов.
Приметы о нечистой силе всходят к старым верованиям. Люди, строившие дом, боялись, что духи дерева накажут их за скошенный лес, потому приносили им умилостивительные жертвы. У западноевропейских народов известны предания о людях, живьем замурованных в степы домов, так как они были первыми их посетителями. Эти предания подтверждаются археологическими раскопками. Потом ожесточенный обычай строительной жертвы был изменен: при входе в новый дом на пороге отрубали голову петушку либо поначалу пускали ночевать кошку, в особенности темной масти, и только позже переселялись сами хозяева. Время от времени в качестве жертвы под углы строящегося дома клали горсть зерна, клочек шерсти, монеты.
Когда-то верили, что если при переезде в только-только отстроенную избу самому убрать из нее сор и щепки, то непременно умрешь. Избежать этого старались тем, что не доводили постройку до полного окончания, целый год не делали крыши над сенями, чтоб «неудачи вылетали в это отверстие».
Дом — это место, в каком находится семейное счастье, а потому сор, как и все находящееся в жилье, — часть счастья. В связи с этим появилось поверье, что вместе с сором можно выкинуть и счастье, которым завладеет нечистая сила. Потом примету о том, что сор не следует выносить из избы, стали осознавать в переносном смысле: не следует разглашать внутрисемейные дрязги.