Народные приметы и суеверия о нечистой силе

Большинство вымыслов о нечистой силе возникло по-тому, что людям были неизвестны причины самых про-стых явлений. Некоторые печники, не получившие от хозяев заработанных денег, сажали им в печки «кикимору».

Большая часть вымыслов о нечистой силе появилось по­тому, что людям были неопознаны предпосылки самых про­стых явлений. Некие печники, не получившие от владельцев заработанных средств, сажали им в печки «кикимору». Печники знали метод, при помощи которого можно вынудить печную трубу вопить, когда дует ветер, — встав­ляли в нее горлышко от бутылки. Суеверный владелец при­нимал этот вой за клики кикиморы, но стоило владельцу расплатиться с мастером, как вой прекращался.

 

Притча стремилась высвободить людей от боязни чер­тей, полевика, овинника, водяного, русалок, которую внушали наизловещие приметы. В притчах черт — жалкое и глуповатое существо. Его изображают обычно в смешном виде. Он часто так напивается водкой, что не может даже шевельнуть хвостом. В прозаических, делах черт — совершеннейший невежда, ну и одурачить его несложно. На какие только штуки его не ловит хитрецкий мужчина: даст черту камень заместо сыра, тот и грызет — только удивляется, что, дескать, люди в нем находят неплохого. Боец и батрак всегда одолевают черта, разоблачают жульничество чернокнижников. В притчах о победе над нечи­стой силой отражается неверие народа в ее всемогуще­ство, освобождение людей от суеверных страхов.

 

Приметы о нечистой силе всходят к старым веро­ваниям. Люди, строившие дом, боялись, что духи де­рева накажут их за скошенный лес, потому прино­сили им умилостивительные жертвы. У западноевропей­ских народов известны предания о людях, живьем заму­рованных в степы домов, так как они были первыми их посетителями. Эти предания подтверждаются архео­логическими раскопками. Потом ожесточенный обычай строительной жертвы был изменен: при входе в новый дом на пороге отрубали голову петушку либо поначалу пу­скали ночевать кошку, в особенности темной масти, и только позже переселялись сами хозяева. Время от времени в качестве жертвы под углы строящегося дома клали горсть зерна, клочек шерсти, монеты.

 

Когда-то верили, что если при переезде в только-только отстроенную избу самому убрать из нее сор и щепки, то непременно умрешь. Избежать этого старались тем, что не доводили постройку до полного окончания, целый год не делали крыши над сенями, чтоб «неудачи вылетали в это отверстие».

Дом — это место, в каком находится семейное сча­стье, а потому сор, как и все находящееся в жилье, — часть счастья. В связи с этим появилось поверье, что вме­сте с сором можно выкинуть и счастье, которым завла­деет нечистая сила. Потом примету о том, что сор не следует  выносить из избы,  стали осознавать в переносном  смысле:   не  следует  разглашать  внутрисемейные дрязги.

Оцените статью
Добавить комментарий